Четверг, 25.04.2024, 23:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Вяткинская ООШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ивашкова Татьяна Зотеевна

Урок химии в 9 классе

Тема: СПИРТЫ

Учитель: Ивашкова Татьяна Зотеевна


Урок химии в 9 классе. Учитель Ивашкова Татьяна Зотеевна.

Социально-ориентированный урок.

Тема урока: Спирты.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым классом ОВ – спиртами.

Задачи: - дать определение спиртов;

              - выделить функциональную группу спиртов, название спиртов;

              - одноатомные спирты (метанол, этанол);

              - получение спиртов;

              - физические и химические свойства спиртов;

              - влияние спиртов на организм человека, алкоголизм.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, стеклянные палочки.

Вещества: этиловый спирт, вода, набор индикаторов (раствор лакмуса, раствор метилового оранжевого, раствор фенолфталеина.), растительное масло.

Ход урока

1. Повторение.

 А) - Почему УВ ряда метана называют насыщенными или предельными?

      - Какие вещества называют гомологами?

      - Что такое гомологический ряд?

      - Какие соединения называются изомерами?

Б)  - Разделите данные УВ на предельные и непредельные:

        С3 Н6 ;  С2Н2;  С5Н12;  С9Н16 ;  С7Н8; С7Н16 ;  С20Н42 .

В) - Постройте структурную формулу С5Н12.

     - Имеет ли данный УВ изомеры? Запишите структурные формулы      изомеров.

     - Продолжите гомологический ряд, назовите гомологи.

2. Новый материал.

Сегодня начнем изучать органические соединения, в состав которых, кроме С и Н, входит кислород. Первыми из кислородосодержащих органических веществ будем рассматривать спирты.

Опр. Спирты – это органические вещества, в молекулах которых         углеводородный радикал связан с гидроксильной группой.

Гидроксогруппа – это функциональная группа спиртов

   

По числу гидроксогрупп спирты делятся на одноатомные и многоатомные. На этом уроке мы рассмотрим одноатомные спирты, их физические и химические свойства на примере метилового и этилового спиртов.

 СН3ОН ;   С2Н5ОН.

Название спиртов образуются от названия соответствующего предельного УВ (с тем же значением n) с прибавлением суффикса – ол.

Другой вариант названия: по имени радикала, связанного с гидроксильной группой, с добавлением слова спирт.

Задание: Дать название одноатомным спиртам с n= 1,2,3,4. (метанол, метиловый спирт, этанол, этиловый спирт, пропанол, пропиловый спирт, бутанол, бутиловый спирт.)

(Раздаточный материал)

Формула и агрегатное состояние

 

Название

 

Примечание

Научное

Бытовое

СН3ОН жидкость

метанол

древесный спирт

сильнейший яд нервно-паралитического действия

 

С2Н5ОН жидкость

 

этанол

медицинский спирт,

винный спирт

сильнейший яд нервно-паралитического действия

 

 

С3Н7ОН жидкость

пропанол

 

сивушные масла

сильнейший яд нервно-паралитического действия

 

 

 

С4Н9ОН жидкость

бутанол 

Что общего у этих веществ? (1. все спирты – яды; 2. во всех спиртах есть гидроксогруппа).

Задание: Выпишите физические свойства метилового и этилового спирта (с.210-211 уч. Х-9 О.С. Габриелян).

(Метанол: бесцветная жидкость, температура кипения = 64,7 0С.

Этанол: бесцветная жидкость со слабым запахом и жгучим вкусом, легче воды, температура кипения = 78,3 0С)

Задание: Исследуйте влияние спиртов на организм человека.

что знаю я по данному вопросу

сведения из учебника

 

метанол: очень ядовит, небольшое количество его вызывает общее отравление организма и паралич зрительного нерва, что приводит к слепоте, большие его количества смертельны.

этанол: небольшие количества этилового спирта вызывают опьянение, большие его количества могут вызвать потерю сознания, общее отравление, а иногда и смерть. Частое употребление спиртных напитков приводит к возникновению тяжелого заболевания, называемого алкоголизмом.

 

 

 

(Раздаточный материал)

 

 

Задание: Лабораторные опыты: В три пробирки с раствором этанола добавьте по 1-2 капли: а) раствора лакмуса; б) раствора метилового оранжевого; в) раствора фенолфталеина. Запишите наблюдения и сделайте из них вывод. (ни один из индикаторов не обнаружил в растворе спирта ни катионов водорода, ни гидроксид-ионов).

 

Способы получения спиртов:

 1) гидратация этилена

       СН2= СН2  + Н2О  -    СН3- СН2 – ОН

 2) брожение сахаристых веществ:

  С6Н12О6   -    2 С2Н5ОН + 2 СО2

Исследование физических и химических свойств спиртов.

 

Исследуемое свойство

Вывод

Растворимость в воде

Этиловый спирт смешивается с водой в любых соотношениях

Свойство этилового спирта как растворителя

Является растворителем многих органических веществ

 

 

Испарение спирта

Летуч, хранить в закрытом сосуде

 

Горение

Горит голубоватым пламенем 

С2Н5ОН + 3О2 =  2СО2  +  3Н2О. Образуется углекислый газ и вода.

Лабораторные опыты: с. 212 уч. Х-9 О.С. Габриелян. Данные занесите в таблицу.

 

 

 

 

 





3. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

- какие вещества относятся к классу спиртов?

- назовите функциональную группу спиртов.

- какое влияние оказывают спирты на человеческий организм?

- перечислите физические свойства спиртов.

- напишите реакцию горения метанола.

4. Задание на дом: п.35 – одноатомные спирты. Что вы узнали на уроках биологии о влиянии этилового спирта на организм человека.


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz