Что
мешает и что способствует общению? Причины непонимания между людьми могут быть
разные: политические, религиозные взгляды, мировоззрение, психологические
особенности. Однако основная причина кроется в неумении услышать
собеседника. Важнейшая часть процесса общения — умение
слушать. Если человек внимательно слушает своего собеседника,
значит он воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему
правильно формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют
различные факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его
коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения,
формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения,
тон, жесты, слова и выражения.
Неформальное общение —
это общение дома, с родителями и друзьями; формальное — на работе, во время
учебы, с малознакомыми людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает
взаимопониманию. Это использование обидных слов и выражений, оскорбительных
прозвищ, ненужных сокращений. Способствуют налаживанию межличностных отношений
знаки внимания, способные успокаивать и оказывать длительное воздействие.
«Здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините»... — эти простые слова
имеют власть над нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда
присутствовали в общении людей на работе, в общественных местах, употреблялись
в семье.
Так что же такое культура общения? Если
человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к
собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой
общения.
Существуют правила, выполнение
которых помогает наладить хорошие отношения с людьми: - Общение на равных, без грубости и подобострастия. - Уважение личного мнения собеседника. - Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто
виноват. - Общение на уровне просьб, а не приказов. - Поиск компромиссных решений. - Умение ценить решение другого. - Умение принимать опыт других.
Если человек не знает, как вступить в
разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда
человек, к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует
помнить, что другой человек — не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи
его глазами, особенно в конфликтных ситуациях.
Уважительное отношение к человеку
невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей.
Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если
научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты
характера, которые присущи только ему.
Каждый из нас достоин уважения. Уважая
другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились отношения,
в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок.
Психологи дают хороший совет, который заключается в следующем: не забывайте об
интересах вашего собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он
интересуется, вызовет у него оживление и энтузиазм.
Существует несколько важных правил ведения
открытого и честного разговора с «неудобным собеседником», которые надо знать и
взрослым, и подросткам:
- Используйте «язык-Я». Начиная фразу со
слов: «С моей точки зрения...» или «То, как я это вижу...», вы смягчите
разговор и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не
претендуя на истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право
иметь собственное мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и
внимательнее.
- Старайтесь говорить о конкретном случае
или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут
обобщения вроде: «Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал уроки)».
Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой проблемы.
Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал вовремя.
- Постарайтесь показать собеседнику, что
его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать
условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение,
необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего
собственного поведения.
- Предложите собеседнику изменить манеру
поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для
того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его
обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните:
промолчав, вы можете нанести ему вред.
Беседуя с подростком или взрослым
человеком, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в
разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить
ему свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова.
Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному,
переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о
подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то такое налаживание отношений
может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше
времени, сил и эмоций, чем общение типа действие—противодействие, поскольку
такой разговор вообще не дает никакого результата.
Чаще всего честность
— лучшая политика в отношениях с людьми. Удивительно, как часто
мы начинает общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать
сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог — самое
эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в
сотрудничество.
Я сейчас перечислю некоторый их ряд. - Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов
(по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет
смысла их применять. - Речь можно понимать лишь при ее скорости, не
превышающей 2,5 слов в секунду. - Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6
секунд, перестает осознаваться. - Мужчина в среднем слушает других внимательно
10-15 секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету
разговора. - Человек высказывает 80% из того, что хочет
сообщить, а слышащие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают же - 60%, а в
памяти у них остается лишь от 10 до 15%. - Лучше всего память работает между 8-12 часами
утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда. - Лучше всего запоминается последняя часть
информации, несколько хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего
забывается. - Память человека способна сохранить до 90% из
того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он
слышит. - Прерванные по тем или иным причинам действия
запоминаются в два раза лучше, чем законченные. - Слишком значительный объем информации сбивает
с толку и препятствует ее переработке. - Стоящий человек имеет некое психологическое
преимущество над сидящим. - Располагаясь за столом, друг против друга вы
создаете атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров.
Запрещенные приемы во время
беседы. Ни в коем случае не следует: - Перебивать партнера, - Негативно оценивать его личность, - Подчеркивать разницу между собой и партнером, - Резко убыстрять темп беседы, - Избегать пространственной близости и не
смотреть на партнера, - Пытаться обсуждать вопрос рационально, не
обращая внимания на то, что партнер возбужден, - Не понимать или не желать понять его
психологическое состояние.